В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

10И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе серафима

20В священном ужасе поэт.



Ну что тут сказать, свобода и, в частности, свобода воли - это свойство любого живого существа. Но в особенности это относится к человеку, который обладает высшими нервными функциями, памятью и абстрактным мышлением.

Невозможно при помощи юридических норм урегулировать счастье и надежду. Невозможно при помощи линейки измерить доброту, а при помощи генетики проследить судьбу человека.

Наука уже давно работает с такими понятиями, как неопределенность, вероятность и эффект наблюдателя. Еще Эйнштейн пытался найти идеальную константу, которая бы объединила все физические силы в единую формулу, а тайны чисел "пи, е, и" до сих пор немыслимо объяснить.

Наука в вопросах познания позволяет нам решать узкоспециализированные задачи, и это решение работает только в нами же заданных условиях. Будучи таковой, она при попытке сделать ее универсальным инструментом, моментально превращается в идола и объект для поклонения.

А ведь с экзистенциальной точки зрения наука нужна для того, чтобы зафиксировать наше бытие в определенных якобы осязаемых рамках. Я не исключаю, что именно научному мировоззрению как форме жизни мы обязаны использованию мозга только на 10 процентов от его возможностей. Это не умаляет ее значения и важности, но и не должно вводить в заблуждение о ее самодостаточности.

Ведь даже современный наш мир состоит из тех самых единиц и нулей, которыми Ньютон обозначил наличие и отсутствие.